вторник, 24 июня 2008 г.

В сутрах системы йога не имеется прямого определения правильного познания (pramana), но из сутры I

В сутрах системы йога не имеется прямого определения правильного познания (pramana), но из сутры I. 6 явствует, что под правильным познанием тут разумеется лишь познание конкретных объектов внешнего мира, так как знание отвлеченное (vikalpa) противополагается правильному знанию.187 Кроме того, правильному познанию здесь противополагается познание ложное, сновидение и воспоминание; следовательно, под правильным познанием разумеется познание вновь таких объектов, которые раньше не были познаны. Разницы между источником См.: STR на kar. 4. 1вб Перевод Гарое следует комментатору Анируддхе; первая половина сутры остается непонятной, толкование Анируддхи не основывается на тексте. См.: Yogasutra. I. 9; ср. также о значении этой сутры ниже, в главе VI. познания и его результатом в сутрах не делается, но древнейший комментатор, Вьяса,188 уже различает между психическим процессом (cittavrtti) .восприятия и его результатом ясным представлением (cittavrttibodha). Неудовлетворительность этого учения о разнообразных источниках знания бросается в глаза. Отчасти его придерживались по традиции. Первоначально они не были действительными источниками знания, а лишь диалектическими приемами, ухищрениями, которыми пользовались при диспутах; такое значение они имеют в сутрах Готамы. Если впоследствии точка зрения буддистов и вайшешиков, ограничивших число источников знания двумя, не была всеми принята, то это исключительно объясняется тем, что философия в Индии обратилась в послебуддийскую эпоху в пустую схоластику, где весь труд философов был направлен на изобретение искусственных аргументов в защиту традиционной точки зрения. Особенное смущение во всех школах, по-видимому, произвело буддийское учение об отрицательных суждениях. Брахманские философы, за исключением Прашастапады,189 не захотели согласиться с буддистами и причислить их к умозаключениям, но, с другой стороны, не знали, куда их поместить. Мимансаки и ведантисты делают из них особые источники знания, найяики причисляют их к восприятиям, а некоторые позднейшие философы делают даже из них особую категорию небытия. Красота и Здоровье

Комментариев нет: