вторник, 24 июня 2008 г.

I. 1. 17). Таким образом, Канада в своих сутрах, хотя и причисляет время к материальным субстанциям

I. 1. 17). Таким образом, Канада в своих сутрах, хотя и причисляет время к материальным субстанциям, но сознает некоторые затруднения, которые вытекают из подобного решения вопроса. Позднейшие последователи системы в послебуд-дийскую эпоху говорят увереннее. Реакция против буддийского идеализма имела следствием более решительное подчеркивание колебавшегося реализма и намеренное игнорирование тех противоречий, к которым он приводил. На той же точке зрения стоит и философия джайнов. Они считают время за субстанцию (dravya), хотя и отличающуюся от остальных субстанций (astikaya) тем, что она не занимает простран- 71 ства. Следующий писатель школы вайшешиков, Прашастапада, относится уже к эпохе послебуддийской. Сохраняя в общем определение Канады, он его дополняет и защищает против буддистов. Он говорит (РВ. 63- 15): Время есть то, что имеет своим признаком представление72 далекого и близкого, совместного и несовместного, медленного и быстрого. Когда в таких объектах вслед за первым представлением рождаются следующие, отличающиеся (от первого представления), причиной их является время. Оно так же есть причина начала бытия и конца всех вещей, так как это суть определения временные (Kalan paraparavyatikarayaugapadyayau-gapadyaciraksiprapratyaya-lingam. Tesarp visayesu purvapratyayavila-ksananam utpattav anyanimittabhavad yad atra nimittam sa kalan. Sa-rvakaryanam cotpattisthitivinasahetus tadvyapadesat). Оно же есть причина того, что мы говорим о моменте, минуте и прочих делениях времени. Далее Прашастапада перечисляет различные качества, которые свойственны времени как субстанции, таких качеств он находит пять: число, объем, отдельность (prthaktva), способность соединяться и разделяться на известные времена. Вторая часть определения направлена против буддистов. Как мы увидим, буддисты отрицали существование, не только времени как субстанции, но и вообще длящегося бытия. По их теории, последующий момент в каждом объекте не имеет ничего общего с предшествующим. На это Прашастапада говорит, что причиной, благодаря которой в объекте вслед за первым моментом появляются следующие, т. торговля инвестициями

Комментариев нет: